Фаина Раневская



Отец Фаины Раневской Фельдман Гирши Хаймович владел фабрикой сухих красок. У него также было несколько домов, магазин и пароход «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова). У Фаины было два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, ее младший брат умер.

28c06c88b669bc99a17af6c80c1ca3fd

 

Фаина Георгиевна говорила, что она не была счастлива в родительском доме. Почему же девочка из состоятельной семьи, имея брата и сестру, и горячо любимую мать, чувствовала себя несчастливой и одинокой? Скорее всего, из-за того, что Фаина была очень ранимой из-за легкого заикания, которым девочка страдала с рождения.

Фаина не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Также девочка не любила учиться. В младших классах Фаина училась в Мариинской женской гимназии, однако потом девочка упросила родителей забрать ее оттуда. Фаина получила домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

В двенадцать лет Фаина увлеклась кино. Чуть позже она увлеклась театром. В 1913 году Фаина побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра. После этого она влюбилась в сцену и решила стать актрисой.

 

Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Спустя время Фаина сказала родным, что хочет стать профессиональной актрисой, из-за чего она сильно поругалась с родителями и разорвала с семьей. В 1915 году она уехала в Москву.

Карьера в театре

Однако в Москве ее не приняли ни в одну из лучших театральных школ, поэтому девушка устроилась в частную школу. Однако денег на учебу не хватало и ей пришлось оставить школу. В то время на девушку обратила внимание актриса Гельцер. Она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. Фаина играла в массовке. В то время в театре играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов.

Неповторимая Фаина Раневская 
Неповторимая Фаина Раневская

В 1916 году Раневская подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и переехала в Керчь. Однако дело не пошло. После этого Фаина Раневская играла в театрах Феодосии, Кисловодска, Ростова-на-Дону. Весной 1917 года семья Фельдман эмигрировала, а Фаина осталась на родине. Раневскую приняли в труппу «Театра актера». Дебют актрисы состоялся в роли Маргариты Кавалини в «Романе». После этого она играла в таких спектаклях, как «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и других». Лучшей работой актрисы можно назвать роль Шарлотты в «Вишневом саде».

В 1931 году Раневская становится актрисой московского Камерного театра. Дебют в Москве Раневской состоялся ролью в спектакле «Патетическая соната». В 1935 году Раневская уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь она сыграла мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в пьесе «Последняя жертва», Оксану в пьесе «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе «Васса Железнова».

В 1949 году Раневская ушла из Театра Драмы и поступила на работу в Театр им. Моссовета. Она сыграла роль старухи в спектакле «Рассвет над Москвой». После этого Раневская сыграла эпизод в пьесе «Шторм», который переписала полностью на свой лад. Раневская своей игрой в «Шторме» затмевала даже главных ролей, из-за чего ее лишили роли. В 1955 году актриса покинула театр. Она перешла в театр Пушкина, который раньше был Камерным. Она выбрала именно этот театр, потому что с Камерного началась ее карьера в театре. Однако от старого Таировского театра уже ничего не осталось. Здесь Фаина Георгиевна проработала до 1963 года.

Карьера в кино

В кино Фаина Раневская появилась в 1934 году, когда работала в Камерном театре. Она сыграла роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». Ромену Роллану очень понравился фильм и актерская игра Раневской, поэтому «Пышку» показали во Франции. В 1940 году Фаина Раневская снялась в социально-психологической драме «Мечта». Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат — мадам Розу Скороход.

Фаина Раневская всегда любила читать 
Фаина Раневская всегда любила читать

С началом войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где находилась до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву. Ее пригласили сняться в роли Мамаши в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Анненского. В фтльме с Раневской снимались Эраст Гарин, Зоя Федорова, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин и другие. В 1947 году на экранах появилась комедия Григория Александрова «Весна», главные роли в которой исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов. Фаина Раневская сыграла Маргариту Львовну, которая подавала завтрак своей знаменитой племяннице. В том же году Раневская снялась в роли мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина очень понравилась Раневской. Автор сценария был Евгений Львович Шварц, который позволял Раневской вставлять свои фразы. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской.

В фильме «Слон и веревочка» актриса снялась с Наташей Защипиной, которой тогда было шесть лет. В 1949 году они опять снялись вместе в драме «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова. Последней работой Фаины Георгиевны в кино стала роль в картине «Сегодня новый аттракцион». Раневская сыграть роль директора цирка. Роль была неплохой, но актриса выдвинула ряд условий. После долгих переговоров Режиссер пошел на ее условия и актриса снялась в фильме.

 Афоризмы Фаины Раневской

  

* «Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность»
* «Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте»
* «Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть»
* «Я себя чувствую, но плохо»
* «Оптимизм — это недостаток информации»
* Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает: «Когда придете, стучите ногами». «Почему ногами, Фаина Георгиевна?» «Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!»
* «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья»
* «Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть»
* «Цинизм ненавижу за его общедоступность»
* «Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего»
* Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: «Это растление молодежи, это преступление». «Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой», — вздохнула Раневская.
* Еще версия: «Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и уебываю». (На партсобрании в театре Моссовета, на котором обсуждалось немарксистское поведение одного именитого актера, обвиняющегося в гомосексуализме)
* «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения», — строго объясняет Раневская. «Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».
* Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит».
* «Удивительно», — сказала задумчиво Раневская. «Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать».
* На том же вечере Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»
* «Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха». — «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»
* Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт. Раневская называла ее «жертва ХераСимы».
* Расставляя точки над i, собеседница спрашивает у Раневской: «То есть вы хотите сказать, Фаина Георгиевна, что Н. и Р. живут как муж и жена?» «Нет. Гораздо лучше», — ответила та.
* «Фаина», — спрашивает ее старая подруга, как ты считаешь, медицина делает успехи?» «А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать».
* Раневская как-то рассказывала, что согласно результатам исследования, проведенного среди двух тысяч современных женщин, выяснилось, что двадцать процентов, то есть каждая пятая, не носит трусы. «Помилуйте, Фаина Георгиевна, да где же это могли у нас напечатать?» «Нигде. Данные получены мною лично от продавца в обувном магазине».
* «Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным».
* Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Вас не шокирует, что я курю?»
* «Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было», — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. «Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков?» «В общем, нет», — скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: «Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!»
* «Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин».
* «В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает».
* «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».
* «Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»
* «Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и еще хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать».
* «Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж».
* «Ну эта, как ее… Такая плечистая в заду…»
* «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке».
* «Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать».
* «Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности».
* «Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами».
* «Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».
* «Сняться в плохом фильме — всё равно что плюнуть в вечность».
* «Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт».
* «Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?» — «Увы! Но благодарю за комплимент!»
* «Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье».
* «Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза».
* «Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт» (Из разговора с Агнией Барто)
* «Жизнь — это затяжной прыжок из пизды в могилу».
* «Пионэры, идите в жопу».
* «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты».
* «Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз».
* «Всю жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».
* «Фаина Георгиевна, как ваши дела?» — «Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью — повидло».
* «Критикессы — амазонки в климаксе».
* «Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище».
* «Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!»
* О режиссере З.: «Перпетуум кобеле».
* «Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко».
* «Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов».
* — Уже то хорошо, милочка, что вы не поете: «Ура, ура в жопе дыра».
* (в ответ на фразу режиссера: «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой сценарий!») «То-то у меня такое чувство, как будто говна наелась».
* (принюхиваясь к запахам в душном, битком набитом автобусе) «Кажется, у кого-то открылось второе дыхание!»

из интернета 

 

Фаина Раневская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика