Отчаянная мини-юбка, броская «боевая раскраска», ветер в голове и сигарета в зубах. Сегодня кажется – неприлично, вульгарно, глупо, в конце концов. Но из песни слова не выкинешь. Образ раскрепощенной бунтарки, отвергающий стереотипы – вот главный источник вдохновения перестроечной эпохи.
Задалась целью пересмотреть культовые фильмы конца 80-х – начала 90-х (Интердевочку, Маленькую Веру, Аварию-дочь мента). Присмотреться к женским персонажам. Все как одна – раскрепощенные, смелые, отвергающие мир учителей и родителей. Но что-то в них не так…
Раскрепощенность без внутренней сексуальности
Вот сколько ни вглядывалась я в образы Интердевочки и Аварии, и других знаковых персонажей, а все никак не могу найти, где же там секс? Вроде бы весь фильм про это, а женским удовольствием и не пахнет.
Потому, что продавать себя иностранцам за возможность сбежать из страны – это не секс. Это тяжелая, грязная и изматывающая работа, хоть и хорошо оплачиваемая.
Предлагать себя незнакомому мужчине ради того, чтобы насолить предкам – это тоже не секс. Это глупый подростковый бунт, мало чем отличающийся от манеры ходить без шапки или плевать вишневые косточки с балкона.
И спрашивать на следующее утро после у незнакомца, любит ли он тебя – это тоже не про секс. А про детскую наивность и желание согреться.
Несмотря на активную эксплуатацию режиссерами темы секса, никакого секса в этих фильмах нет. И только воображение непуганого советского зрителя, неизбалованного обнаженным телом, могло увидеть тут что-то возбуждающее.
Стандартная оригинальность
Еще одна удивительная для меня вещь заключается в том, что эти бунтующие секс-символы выглядят как сестры-близнецы. Один и тот же стиль – яркий боевой раскрас, броские, но дешевые вещи «для дискотеки», сигарета в зубах. В принципе, их даже можно местами менять. Актрису из одно фильма переставить в другой. И ничего страшного не случится. Протест их какой-то одинаковый, и проблемы со старшим поколением тоже похожи. Такое впечатление, что бунтарство конца 80-х – это как раз возможность максимально слиться с толпой таких же бунтарей. Найти свою стаю. Все лучше, чем слиться с толпой женщин в угрюмых халатах фирмы «большевичка». Но до самостоятельного выбора еще тоже далеко.
«Как раньше» — не хочется. А чего хочется?
Самое интересное заключается в том, что я никак не могу понять – а какая же у этих девушек цель в жизни? Потому что «уехать отсюда» или «не жить так, как родители» — это вообще не цель, это отрицание.
Цель формулируется конкретно. Она ведет к какой-то созидательной деятельности, она как путеводная звезда, к которой всю жизнь можно стремиться. В самый тяжелый час, в безденежье, в болезни, на коленях – цель и дело согревают, дают силы, утешают. И этой сверхзадачи у девушек нет. По крайней мере, мне ее обнаружить не удалось.
Все они какие-то беспутные. Но не в том значении, какое употребляют бабушки на лавочке. А в том, что они видят лишь камеру, из которой надо бежать, разрушительную деятельность, а не созидательную. Трагедия юности, не находящей пути в жизни.
Мне вообще показалось, что все эти героини перестроечного кино, ставшие одновременно секс-символами целой страны – в душе всего лишь дети. Потерянные, лишенные смысла и целей, дезориентированные и жмущиеся друг к другу. Мечтающие о принце, несамостоятельные и очень мало знающие о своем Я. Дети, единственным способом выражения своей личности для которых становится протест. Такие трогательные и нежные под колючей броней раскрепощенности и свободомыслия. Сейчас вот смотрю на них – и кажется, что мало от чего-то уйти. Надо еще и к чему-то прийти…
Какие эмоции вызывают у вас дерзкие образы секс-символов перестройки?