Как улучшить работу мозга? (научные доказательства)

Загрузка...


Исследование медитации показывает изменения, связанные с осознанием и стрессом

«Хотя медитацию обычно связывают с чувством умиротворения и физическим расслаблением, люди, которые ей занимаются, давно заметили, что также медитация улучшает мышление и психологическое состояние в течение всего дня» – говорит ведущий автор исследования Сара Лазар, преподаватель психологии Медицинской школы Гарварда.

Фото Криса Сниббе, гарвардского штатного фотографа

 

Было установлено, что участие в восьминедельной программе, посвященной медитации осознанности, приводит к значительным изменениям в участках мозга, связанных с памятью, самоощущением, сочувствием и стрессом. В исследовании, которое будет опубликовано в журнале «Психиатрические исследования: Нейровизуализация» за 30 января, команда, возглавляемая гарвардскими исследователями из Центральной больницы штата Массачусетс (ЦБШМ), сообщила о результатах своего исследования – первых задокументированных изменениях в сером веществе мозга, вызванных медитацией.

«Хотя медитацию обычно связывают с чувством умиротворения и физическим расслаблением, люди, которые ей занимаются, давно заметили, что также медитация улучшает мышление и психологическое состояние в течение всего дня» – говорит ведущий автор исследования Сара Лазар, инструктор по психологии Медицинской школы Гарварда. «Это исследование показывает, что изменения в структуре мозга могут лежать в основе некоторых из наблюдаемых улучшений и что самочувствие людей улучшается не только потому, что они на какое-то время расслабляются».

Прежние эксперименты группы Лазар и других исследователей показали структурные различия между мозгом испытуемых с большим опытом занятия медитацией и тех, кто никогда ей не занимался. Различия выражались в утолщении коры в областях, связанных с вниманием и эмоциональным единением. Но в этих экспериментах не смогли задокументировать то, что изменения были вызваны именно медитацией.

В текущем же исследовании рассматривались магнитно-резонансные изображения структуры мозга 16 испытуемых, полученные за две недели до и через две недели после их участия в восьминедельной программе «Снижение стресса благодаря осознанности» (ССБО) в Центре осознанности Университета Массачусетса. Вдобавок к еженедельным встречам, которые включали занятие медитацией осознанности – которая сосредоточена вокруг осознания ощущений, чувств и состояния сознания без вынесения суждений – участникам давали аудиозаписи для занятия управляемой медитацией и просили их отслеживать, сколько времени в день они занимались. Также ряд МР изображений с таким же временным интервалом был сделан для контрольной группы испытуемых, которые не занимались медитацией.

Участники группы, в которой занимались медитацией, сообщили, что занимались упражнениями на осознанность в среднем 27 минут в день, и их ответы на вопросы анкеты об осознанности показали значительные улучшения по сравнению с ответами перед исследованием. Анализ МР изображений, сосредоточенный вокруг областей, в которых изменения, связанные с медитацией, были замечены в предыдущих исследованиях, показал увеличение плотности серого вещества в гиппокампе, который, как известно, играет важную роль для обучения и памяти, и в структурах, связанных с самосознанием, сочувствием и самопознанием.

Снижение стресса, о котором сообщали испытуемые, также коррелировало с уменьшением плотности серого вещества в миндалине, которая, как известно, существенно влияет на уровень тревоги и стресса. И хотя не наблюдалось изменений в центральной доле мозга, связанных с самосознанием, которые были отмечены в предыдущих исследованиях, авторы предполагают, что для достижения изменений в этой области, возможно, требуется долгосрочное занятие медитацией. Никаких из этих изменений не наблюдалось у контрольной группы, что свидетельствует о том, что они вызваны не просто временем.

«Поразительно видеть, насколько пластичен мозг, и что, занимаясь медитацией, мы можем активно влиять на изменения в мозге и можем улучшать наше благосостояние и качество жизни», – говорит Бритта Хёлзел, первый автор журнала и научный сотрудник ЦБШМ и Гисенского университета в Германии. «Другие исследования других групп пациентов показывают, что медитация может способствовать значительным улучшениям при ряде симптомов, и сейчас мы исследуем механизмы в мозге, которые способствуют таким изменениям».

Амиши Джха, специалист по нейронауке из Университета Майами, который исследует влияние обучения на людей в ситуациях с высоким уровнем стресса, говорит: «Эти результаты пролили свет на механизмы действия обучения осознанности. Они показывают не только, что уровень стресса можно снизить при помощи восьминедельной программы обучения осознанности, но и что эти изменения в переживаниях соответствуют структурным изменениям в миндалине. Эта находка открывает двери к множеству возможностей по поводу дальнейших исследований потенциала ССБО для защиты против расстройств, связанных со стрессом, таких как посттравматическое стрессовое расстройство».

Джха был не единственным исследователем в этом проекте. Джеймс Кармоди из Центра осознанности в Медицинской школе при Университете Массачусетса – один из соавторов исследования, которое поддерживали Национальные институты здоровья, Би-Би-Си и Институт Сознания и Жизни.

Автор:ИРИНА
Источник: Harvard Gazette


 

Как улучшить работу мозга? (научные доказательства)

Загрузка...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: