Кто такая иудейская богиня Ашера?

[ad#content]

АшераИштар (араб. عشتار‎‎ Иштар, перс. ایشتار Истар, ивр. עשתרת‎ Ашторет, др. -греч. Ἀστάρτῃ Астарта; Анунит, Нана, Инана) дочь Эля и божественная супруга доброго бога Баала. Ашера – Её небесное имя, Матерь божеств и людей, Матерь обoженных богочеловеков.

В текстах, найденных в Угарите (современный Рас Шамра) в северной Сирии, упоминается с XIV века до н. э. как — Ашера (Asherah), Ашерат, Аштарт, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет (иврит), у южносемитских Аштерт. в Израиле её культ был известен с X по VIII век до н. э. В текстах Библии упоминается наиболее часто. В универсальном образе богини содержались пять главных титулов — Царица, Богиня, Госпожа, Мать, Дева. Её миссия – возвращать в изначальное лоно Всевышнего богочеловеков, побеждая разделенность двух начал: человеческого и божественного. Для Неё нет просто людей, потомков Адама, для Нее все рожденные на земле – богочеловеки, восстановленные и рожденные свыше от добрейшего Отца небесного.

Истоки возникновения поклонения Ашере (Астарте)

Истоками поклонение Ашере (Астарте) уходит в древнюю Месопотамию, где семитские племена, касаясь религиозных традиций шумеров, восприняли яркие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон не только вследствие торговых отношений, но и «братания», сближения, необходимого для взаимного сосуществования.

Астарта — это греческое звучание богини любви и власти Иштар, позаимствованное греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев.

В Месопотамии задолго до появления первых написанных шумерским письмом аккадских документов, появляются имена царей, внесённые в список города Киша, являвшегося центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху Древних династий (с 4 т. до н. э. по 2600 г. до н. э. начала гегемонии Ура). Семитские божества до правления Саргона (2371—2316 гг. до н. э.) входят в шумерский пантеон.

Известно, что предки Авраама находились в Уре, а евреи Моисея позже приняли богов амореев. В имперскую эпоху (2380—2200 гг. до н. э.) семитская богиня Эсдар (Иштар) — Астерт — астар, что у восточных семитов означало богиня, и являласьв аккадском пантеоне центральной фигурой, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне — матери неба. У западных семитов имя Астарта было именем собственным определённой богини, а у южных бога.

Нарицательный характер слова «астар» способствовал тому, что образом Иштар — Эсдар были поглощены множество хурритских и шумерских богинь. У хуритов и хеттов культ получил распространение с 2000 г. до н. э. Созвучие имени осталось в хеттском Ашерту, Аштарта. У скифов корень имени можно увидеть в Айст — Аэр. В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат. На арамейском корень звучит Атарате, на строарабском Аттар, на армянском и персидском Анахит.

В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — Царица, Мать, Дева. У вавилонян и аккадийцев Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась богу небес Анну дочерью. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе.

Финикийская Богиня, Дева, Матерь – Астарта

У финикийцев Астарта была женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в Финикии, и позднее имя его стало нарицательным, а не собственным. Отсюда Астарта и Ваал несли обобщающее наименование всех богов и богинь Палестины, Сирии и соседних стран. Например, хурритская Нину, стала Иштар. В Иудее по словам пророка Иеремии Астарте, как Царице Небес, усердно поклонялись женщины. В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как Мать, кормящая двух младенцев.

Она почиталась на территории Финикии, как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа,  у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь.

Финикийцы  именовали Астарту «Утренней звездой», и рассматривали её, как вечернюю и утреннюю путеводительницу. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Астарта, укреплённая в виде статуи на носу корабля, сопутствовала мореплавателям. Она держит в руках крестообразный жезл, напоминающий катарский крест и плачет стоя на лунном серпе. Часто, христианская дева Мария изображалась подобным образом стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына.

Сирийская богиня Астарот (Астарта, Ашера)

У сирийцев Астарот Гиеропольская отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась еличественной женщиной, держащей в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata (анх), соответствующий атрибуту египетской Изиды.

Вавилоняне поклоняются Иштар, как вечерней звезде, олицетворяющей море. В городе Урук она почиталась как Мать, которая опекает всех его жителей. В землях Ханаана строились города, покровительницей которых являлась Астарта. Так город Аштероф — Карнаим (Телль — Аштерах), считался местопребыванием Солнечной богини.

Сидонская Владычица Царей

Финикийский Бейрут и Сидон были центрами поклонения Астарте, где Она считалась главным женским божеством и являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари были её верховными священнослужителями, а их жены — священнослужительницами. К Астарте обращались, как к Госпоже — Владычице царей. Считалось честью и обязанностью сроить для неё храмы. В Ее честь Соломон воздвиг прекрасный храм Мира.

Богиня Иштар Мамми, дочь солнечного бога Ра

Почитание Астарты распространилось в, Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Палестине, Греции, как Афродиты — Урании, которая изображалась в окружении лебедей и львов. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту — Анат, как супругу Эля. До монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде Богини Матери с лилией (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Главным центром поклонения Ей являлся Мемфис.

Астарту была богиней — воительницей,  дочерью Солнечного доброго бога — Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах Её имя упоминается редко, и в силу многих причин прямое толкование её основных функций невозможно проследить. В период становления Ассиро — Вавилонской империи вместе с развитием письменной культуры происходило разрушение её материальных памятников из-за постоянных военных походов со стороны поклонников культа злого бога Яхвэ.

Политеизм или откуда возникло поклонение Ашере в Иудаизме?

Немногочисленные литературные источники постбиблейского иудаизма, широко распространенные в первые века христианской эры дошли до сегодняшних дней. Из-за их менее сакрального значения они в отличии от текстов Священного Писания не были подвергнуты такой тщательной цензуре, благодаря чему в них осталось много напоминаний о раннем иудейском политеизме. Довольно большое количество предметов, найденных археологами в Сирии, Ханаане, Иране, Анатолии, Месопотамии и Египте, свидетельствуют о пантеоне богов, которым, поклонялись иудеи.

Поклонение Ашере было чрезвычайно популярным во всем иудейском сообществе. Одной из причин ее популярности была вера людей в то, что она дарит женщинам плодовитость и облегчает роды. Так беременная женщина просит богиню Ашеру о помощи на иудейской молитвенной табличке, найденной в Арслан-Таше в Верхней Сирии.

Поклонение Иегове, как одному и единственному богу принято было лишь небольшой группой фанатичных реформаторов и религиозных лидеров. Изначально, в древнем иудаизме Иегова (Яхве) рассматривался всего лишь как один из многих богов.

Гонения против Ашеры и Ее последователей

Существует множество доказательств поклонения Ашере в ранние времена. «богиня Сидонская», или богиня Ашера, чье изображение было на стене Соломонова Храма с именем Альма Матер Деи (Матерь кормящая божеств). была среди солнечных божеств, которым поклонялся Соломон.

Но адептами культа Яхвэ была начата великая война против Ашеры. Сначала, ими уничтожались, либо изымались все собранные в городах и государствах библиотеки, где поклонялись Ашере. Так, захват и разрушение Сирийского города Эбла (2500—2100 года до н. э.), рассматривается как разрушение центра семитской цивилизации из-за поклонения Царице Ашере.

Другой причиной был процесс идеологизации царской власти поклонниками культа Яхвэ, которые весьма целенаправленно и продуманно меняли форму религиозного сознания. Так, группа поклоняющихся богу Яхвэ агрессивно настроенных иудеев, решила сместить Царя Соломона, а вместо поклонения пантеону добрых божеств в том числе и Ашере, насадить монотеистический культ поклонения Яхвэ. По указу раввинов, царь Иошияху разрушает воздвигнутые царем Соломоном алтари Ашеры, и жестоко расправляется с последователями прекрасной духовной школы древнего Израиля.

Создав образ священной империи Израиля с центральным поклонением Яхвэ – «ястребы» предполагали изгнание и уничтожение тех, кто отказывается поклоняться новой реформированной религии бога Яхвэ и не входит под пяту императора. С помощью имперской власти они через геноцид израильских «голубей», проводят реформу духовной традиции древнего Израиля.

Подвергнутый геноциду и полностью стертый с лица земли Ханаан унес с собой тайны поклонения прекрасной богине Ашере. Духовная культура как правило не оставляет артефактов, но тем не менее, сохранилось множество статуэток поклонения богине Ашере и археологических находок, свидетельствующих о прекрасной доброй культуре и религии древнего Израиля.

Период становления иудейского монотеизма

С 2047&‐2039 г.г. до н. э. начинается  распространение влияния Яхвэ на средиземноморское побережье. В ХIII — XII веках до н. э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. По указу раввинов, последователей бога Яхвэ, он – становится главой пантеона богов. Правители Вавилона, в сговоре с “Ястребами” ставят перед священнослужителями цель получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат уже по-иному. В этот период раввины Яхвэ совершают незаконное низвержение женской ипостаси божества Ашеры и начинают насаждать культ бога Яквэ (Ялдаваофа) с монополизацией его власти в народе.

А потом, согласно тайному сговору раввинов Яхвэ и царей, женские божества полностью обезличиваются. В вавилонской мифологии они становятся придатками своих “божественных мужей”. Так высокая роль Иштар — богини покровительницы в знаменитом эпосе о Гильгамеше, переворачивается на противоположное и сводится до роли совратительницы героя. В период становления иудейского монотеизма ведётся борьба с пантеоном солнечных богов, что впоследствии привело к сознательному искажению образа Ашеры и низвержению образа богини к чисто физиологической роли.

В результате, отвергнув поклонение Ашере, божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро — аккадских городах, а позднее в ханаанских, был заменен на “храмовую проституцию”. Образ богини, дающей жизнь и любовь, трансформировался в образ покровительницы плотских утех. По сговору с жрецами Яхвэ царь Иошияху разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном, и запрещает какие-либо культовые действа с Ее именем. Затем, перевод Септуагинты через неправильные звуковые интерпретации текстов, написанных на иврите, исказил образные понятия.

Загрузка...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика