Ликбез по психологии: Научись понимать себя. Эмоции и убеждения

Загрузка...

Выявить вредное убеждение не всегда легко. Хотя и существует довольно много способов: по пресуппозициям в речи, регулярному поведению, сообщениям о правилах, отговоркам и так далее.

sjekflhzrbc

В этой статье я покажу вариант с использованием сильных эмоций (обычно негативных).

Ещё Вирджиния Сатир говорила: «Go to juice», — вот и будем идти туда, где сочно.

Эмоции, в том числе, являются реакцией на нарушение ожиданий.

По крайней мере, многие сильные отрицательные:

Обида: люди ведут себя по отношению ко мне не так, как им следует.

e-motsii-1

Разочарование: ожидал одного, а получил сильно другое и в плохую сторону.

Злость: человек нарушает мои ценности.

Отвращение: серьёзное нарушение другими людьми моих представлений о «достойном» поведении.

Вина: я нарушил ожидания других людей.

 

А ожидания, во многих случаях, основываются на убеждениях. Кто что должен, обязан и так далее.

Вот эти убеждения и стоит выявить и проверить, насколько они полезные/вредные.  

«Ограничивающие» убеждения – те, которые сужают границы.

Определяются по наличию в них модальных операторов необходимости:

должен, обязан, вынужден, не способен и т.д.

А «вредность» (или полезность) убеждения определяется субъективно клиентом.

Например убеждение «Я должен много работать» вполне ограничивающее, но для человека оно может быть

полезным в плане мотивации – потому что все эти «я имею право, способен, могу» его никак не мотивируют

в нужной степени.

Плюс от эмоций в данном контексте в том, что обычно определённые эмоции связаны

с типовыми убеждениями. Вот небольшая шпаргалка, для облегчения поиска соответствующих

убеждений. И с помощью этой шпаргалки и мета-модели можно получить весьма хорошие результаты.

Ну а после того, как убеждении нашли, стоит определить,  хочет ли его человек менять.

И если хочет изменить, то помочь ему поменять — используя фокусы языка, техники изменения убеждений, внушения и т.д.

emotsii-e1429197311345

 

ПРИМЕРЫ

Клиент: — Меня злит мой муж.

Оператор: — Что именно он сделал не так?

К: — Он вчера соврал мне.

Т: — Почему для тебя это так важно?

К: — Любящие люди должны быть честны друг с другом.

 

О: — Что ты чувствуешь?

К: — Наверно обиду.

О: — И кто тебя обидел?

К: — Не то, чтобы кто. Это скорее обида на ситуацию.

О: — Ты считаешь, что мир поступает по отношению к тебе не справедливо?

К: — Я столько работал…

О: — И?

К: — И ничего не получилось!

О: — Ты считаешь, что твои усилия должны обязательно вознаграждаться?

К: — Ну да!

 

К: — Эти люди вызывают у меня отвращение!

О: — Что они делают не так?

К: — Ну нельзя же себя так вести!

О: — Что именно они сделали?

К: — Нельзя менять свои идеалы на деньги!

 

К: — Я сомневаюсь, что у меня это получится.

О: — И что вызывает сомнение?

К: — Я думаю, что я недостаточно готов.

О: — Недостаточно готов к чему?

К: — К достижению цели.

О: — А когда ты будешь готов?

К: — Когда заслужу.

О: — Ты должен сначала заслужить успех?

К: — Да.

 

К: — Меня так раздражает, что моя жена долго одевается.

О: — А ты считаешь, что она должна одеваться быстро?

К: — Не то, чтобы быстро. Но будет хорошо, если она будет помнить о том, что я её жду.

О: — Это что, неуважение?

К: — Судя по всему, я это воспринимаю так.

О: — То есть уважение – это когда люди делают то, что ты от них ждёшь?

К: — Получается, что так.

Автор Александр Любимов

Источник 

Н

Загрузка...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: