ПРО ЖАДНОСТЬ



Всё-таки насколько странные сценарии живут в головах у родителей.

Гуляем сегодня с Даной на площадке. Наблюдаю такую ситуацию. Девочка лет 4-х гуляет с мамой. Мама сидит на скамейке, девочка стоит рядом и держит за ручку свою игрушечную коляску с куклой (не играет, но держит). Через некоторое время к ним подбегает другая девочка, лет 3-х, хватает коляску за ручку и начинает тянуть к себе. Хозяйка коляску не отдает и тянет в свою сторону. Трехлетка делает шаг назад и выдает высокочастотный звук (говорить, видимо, пока не умеет). И тут вступает мама со словами: 

— Ну дай покатать коляску девочке. Она ведь маленькая. Видишь, как расстроилась. 

Хозяйка коляски нахохливается и отрицательно машет головой, поплотнее притягивая к себе своё имущество. Трехлетка рядом выдает новую порцию звуков и выжидательно смотрит. (Её собственная мама, к слову сказать, сидит в этот момент в дальнем конце площадки на лавочке и разговаривает с подружкой). Мама хозяйки продолжает: 

— Ну ты что, жадная? Тебе жалко, если девочка покатает твою коляску? 

Девочка нахохливается ещё больше, смотрит исподлобья и коляску не выпускает. И так продолжается ещё несколько раундов: требовательное звучание трехлетки, партия мамы, нахохливание хозяйки коляски. Наконец последняя сдается под напором мамы, выпускает коляску из рук, которую тут же подхватывает трехлетка и уносится катать её по площадке. Хозяйка с грустью и болью смотрит вслед, не сходя со своего места. 

И вот вопрос: а логика где? Зачем и почему девочка должна расставаться со своей коляской? Ради чего? Ради того, что бы не получить ярлык «жадина»? Ради одобрения взрослых? Ведь это её имущество и именно она вправе им распоряжаться, даже если это не нравится окружающим. И это базовые основы воспитания понятий границ и частной собственности. Ведь если логику мамы продлить дальше во времени и перенести в другие декорации, то получается, что если я её младше, приду к ней домой и скажу, что хочу там пожить, то она должна меня впустить. Иначе она жадина, а я расстроюсь и расплачусь! Или зачем ходить так далеко? Можно просто подойти к ней на площадке и требовательно схватиться за её телефон. И сказать, что хочу им поиграть. Какова будет её реакция? 

Ведь по сути через отношения к своим игрушкам формируется в целом отношение к «моё – чужое». И, с одной стороны, если моё может любой другой взять (нарушить мою границу), то и я могу взять любое чужое (не удивлюсь, если трехлетку из эпизода выше тоже принуждают быть доброй и делиться). И наоборот – если мои границы уважаются, то и я уважаю границы других. И это распространяется в целом на любое «моё»: моё тело, моё дело, мои мысли и моё вероисповедание. 

Но самое главное (и опасное) в другом. Если мама с детства говорит, что моё нужно отдавать, когда другой это моё захотел, то, возможно, именно отсюда и произрастает невозможность сказать «нет» дурной компании, наркотикам или подростку, который лезет целоваться на дискотеке. Ведь по сути он хочет «моё» тело, а я — добрая и должна делиться. Или скорее так: я не знаю, как определить, хочу я отдавать это своё или нет. Ведь опыта такого определения нет. Нужно делиться, даже если не хочется.

Согласны?

https://vk.com/yarko_givi

ПРО ЖАДНОСТЬ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика