Теория разделенного мозга



112283922_4208855_M97UM3isXQ

«Ранее считалось, что левое полушарие является доминирующим, а кора этого полушария отвечает за более сложные познавательные функции (например, речь), чем кора правого полушария. Эта точка зрения была основана на клинических наблюдениях за больными с органическими изменениями участков левого (и, предположительно, доминирующего) полушария, при которых нарушались специфические познавательные функции. 

Так, при повреждениях левого полушария, затрагивающих центр речи, нарушалась речь. Поскольку у таких больных правое полушарие не брало на себя функцию поврежденных центров речи в левом полушарии, то считалось, что правое полушарие менее развито. Однако Роджер Сперри со своими коллегами обнаружил, что правое полушарие также выполняет познавательные функции. 

Роджер Сперри со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались поочередно правым и левым полями зрения. Поскольку же зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения — корой левого полушария. Типичный тест для больных с «раздвоенным» головным мозгом заключался в том, что изображение объекта — например, яблока — кратковременно предъявлялось для восприятия правым полем зрения; следовательно, оно поступало в кору левого полушария. Затем Сперри или кто-либо из его коллег просили больного назвать предъявленный предмет. В случае если информация об изображении поступала в «доминирующее полушарие», пациент всегда отвечал правильно: «Это яблоко». 

Если же то же самое изображение воспринималось левым полем зрения и обрабатывалось «недоминирующим» полушарием, то больные либо не могли назвать предмет, либо утверждали, что не видели никакого изображения. Однако при этом больные вполне могли выбрать из предметов разной формы именно яблоко, что свидетельствовало о том, что они правильно восприняли изображение. 

Таким образом, в этих опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. Иными словами, деятельность правого полушария даёт возможность «узнать», что данный предмет является яблоком, однако оказывается недостаточной, чтобы человек мог выразить это словами. При дальнейшем тестировании больных с «раздвоенными головным мозгом было показано, что правое и левое полушария выполняют различные познавательные функции. 

Исследования Роджера Сперри и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчётами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений — например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. 

Роджер Сперри со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений. Являясь сторонником интеракционистской психологической школы, Роджер Сперри принимает положение, согласно которому в регуляции деятельности головного мозга участвуют «события», вырабатываемые эндогенной (внутренней) психической активностью; подобные события формируются сознанием. В этом отношении интеракционистская школа противостоит бихевиористской, отрицающей или игнорирующей такие стороны познавательной деятельности. 

В 1981 году Роджеру Сперри «за открытия, касающиеся функциональной специализиции полушарий головного мозга», была присуждена половина Нобелевской премии по физиологии и медицине. Второй половины были удостоены совместно Дэвид Хьюисл и Торстен Визел. В Нобелевской лекции Сперри подчеркнул свои интеракционистские взгляды, сказав: «Когнитивная интроспективная психология и связанные с ней науки о познавательных функциях уже не могут более оставаться вне поля зрения экспериментаторов… Весь мир внутренних переживаний, который столь долго отвергался материалистической наукой XX веке, оказался наконец признанным ею и вошёл в сферу научных исследований».

я.

Теория разделенного мозга

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика