Тони Гатлиф — Барон цыганского кинематографа



afb21d2d3af735b25a01b92995c12534

Tony Gatlif — человек, до которого не существовало цыганского кино. А он пришёл, и кинематограф появился. Он — один из двух режиссёров в мире, который не боится снимать фильмы на цыганском языке. Второй — это Эмир Кустурица. Кустурицу Гатлиф не понимает : цыгане у него лишенные духовного подтекста и аутентичности, Кустурица смешит, Гатлиф же повествует утонченно и драматично, окутывая зрителя философической цыганской пеленой и великолепной музыкой.
 

От рождения Тони звали не Тони, да и не Гатлиф, а Мишель Дахмани. Он родился 10 сентября 1948 года в семье африканских кале, которых испанские кале с оттенком презрения называют «маврами», оседлой только в третьем поколении. В его жилах течёт немало арабской крови, но на мир он смотрит цыганскими глазами.
Многие картины Гатлифа с героями-цыганами, тем не менее, не вошли в цыганский цикл, поскольку посвящёны другим темам. Так, фильм «Изгнанники» (Exils) раскрывает тоску тех, кто оказался оторван от корней, стал чужим для своих и не стал своим для чужих. Эта картина получила приз за режиссуру на Каннском фестивале 2004 года. Тони Гатлиф очень не любит профессиональных актёров за то, что те, как он считает, не могут быть настоящими. Есть очень мало профессионалов, с которыми он согласен работать. Например, цыганская актриса и певица Рона Хартнер и француз Ромен Дюрис.
Всего на данный момент Гатлиф — режиссёр 18 фильмов, для многих он сам писал сценарий и музыку; это человек, провозглашающий: «В каждой душе живёт цыган».

«Добрый путь» Latcho drom (1993)

Это узнаваемо Гатлифовская, медитативная картина, посвящённая распространению цыган по миру и разнообразию цыганских племён. Она открывается «цыганами» с цыганской прародины — Раджастана, артистами индийского племени банджара, и двигается далее, в Турцию, Египет, Румынию, Словакию, Венгрию, Францию, Испанию. Фильм ничему не пытается нас учить и даже ничего не пытается рассказать. Он показывает мир цыган таким, каким видит его своими цыганскими глазами Гатлиф. Цыгане поют, танцуют, играют свадьбы, готовят еду, позвякивают украшениями, разговаривают — попросту живут. Главная в этой жизни — музыка. В ней, говорит Гатлиф, вся память и вся душа цыганского народа. Мальчик с ломающимся голосом «выплакивает» фламенко, под которое танцуют цыганки с весёлыми лицами. Маленькая девочка в вагоне поезда поёт о чём-то о своём — чём-то, отчего сжимается сердце. Лаутары начинают плясовую, и к ним сбегается танцевать вся деревня. Смуглая старушка жалобно, с застарелой болью поёт о цыгане, умирающем в концлагере. И вдруг замечаешь, как много общего у этих очень разных людей.

Трансильвания» (2006)

Фильм «Трансильвания» известного французского режиссера цыганского происхождения Тони Гатлифа движется от истории любви к мистической драме. Станция пересадки — трансильванская вотчина графа Дракулы, куда приезжает главная героиня француженка Зингарина в погоне за утраченной любовью — музыкантом Миланом. Беременная ребенком Милана (депортированного из Франции за нелегальный статус), она попадает в колоритный, полуархаичный мир румынских цыган, где после долгих поисков находит Милана, чтобы, на короткий миг, встретившись с ним на празднике Герода, потерять навсегда. Однако гадалка обещает ей хеппи-энд, а загадочный персонаж Чангало должен помочь ей «переродиться в новую ипостась»…

Korkoro — Сам по себе (2009) 

Действие происходит во время Второй мировой войны. Маленький цыганский табор путешествует по дорогам оккупированной Франции под предводительством мальчика-сироты по имени Малыш Клод.
Начало фильма поражает. Музыка и колючая проволока, как струны музыкального инструмента. Мелодичная музыка превращается в острые звуки, которые как шипы впиваются глубоко внутрь. Потрясающий вход в фильм, передающий главную мысль сюжета. Внутренняя красота соединенная с внешним мирским уродством.
Цыгане настолько близки природе, настолько свободны духом, как никто другой. Может быть такими были индейцы, может быть какие-нибудь пигмеи таковы… Вписаться в рамки правил «цивилизации» им практически невозможно или это уже будут не они.

«Странный чужак» Gadjo Dilo [1997]

«Странный чужак» — самая цыганская картина, которую вообще можно представить, хотя главный герой в ней француз. Это молодой парижанин по имени Стефан. Он оказывается в румынской глубинке, потому что ищет женщину, чьё пение было записано его отцом — румынскую цыганку Нору Люку.
Зимней ночью Стефан стучит вы двери домов в румынской деревушке, пытаясь попроситься на ночлег; его игнорируют. Стефана замечает и отводит к себе домой пьяный цыганский старик Изидор. Он решает, что юноша приехал для того, чтобы научиться цыганскому языку. Во всей деревне Изидора никто не знает французского, кроме молодой женщины по имени Сабина. Сабину все считают шлюхой за то, что она бросила своего мужа в Бельгии. Она не настроена помогать, и долгие месяцы Стефан живёт у Изидора, пытаясь объяснить ему, что ищет Нору Люку, голос с кассеты отца. Цыгане для Стефана — интересный объект для изучения, и не более того. Он записывает народные песни и выучивает ругательства; посещает цыганские праздники и с интересом смотрит на похоронные обычаи. До тех пор, пока во время погрома не убивают сына Изидора. Только после этого спадает хрустальная пелена любопытствующего с глаз Стефана, и он понимает, что вокруг — живые люди…

Изгнанники / Exils (2004)

Однажды Зано предлагает своей девушке Наиме безумную идею: через Францию и Испанию добраться до Алжира и своими глазами увидеть землю, покинутую в свое время их родителями.
В «Изгнанниках», помимо саундтрека, россыпью разбросаны чудесные оригинальные сцены путешествия. Тони Гатлиф оказывается очень изобретательным, и путешествие со стандартными происшествиями, становится нестандартным благодаря самим путешественникам.

Я иду — Vengo (2000)

После того, как его брат убил члена конкурирующего цыганского клана и скрылся, Како становится и фактическим главой его «семейства» и защитником его племянника инвалида. Как пик напряженных отношений между этими двумя кланами, угрозы мести против племянника за преступления его отца вырисовываются на фоне восторженной музыки фламенко и танца.

Я.

Тони Гатлиф — Барон цыганского кинематографа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика